«Учитель – это не тот, кто преподаёт, а тот, у кого ты учишься»

2 июня состоялся однодневный педагогический семинар по теме: «Гуманная педагогика в современном общеобразовательном процессе», запланированный методическим кабинетом отдела Образования Усть-Коксинского района, педагогическим отделом «Народного Университета», Алтайским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной педагогики». Его проводили украинские учителя – Виктория Бак и Нина Салиенко, которые до приезда в наш район провели семинар в г.Кемерово, а после нас собираются в г.Новокузнецк. На семинаре присутствовали также учителя из Кузбаса.

Прекрасный летний день. Уютная тенистая полянка. Рядом речка, стремительно несущая свои воды. И группа людей, внимательно слушающая молодую, стройную женщину, которая увлечённо и вдохновенно рассказывает нам о детях. Слушая её, понимаешь, что важно, не то, какими средствами ты пользуешься для подачи материала на уроке, а то, насколько ты принимаешь ребёнка, насколько тебе близок и понятен его внутренний мир, как ты стремишься не просто подавать необходимую информацию, а одухотворять совместно прожитые минуты урока. Понимаешь, что главное в профессии учителя – любить детей. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

Вот так необычно, как-то по-новому и интересно проходила встреча с учителями с Украины: Викторией Бак – учителем высшей категории, методистом, «Отличником образования Украины», лауреатом Всеукраинского конкурса «Учитель года 97», «Рыцарем Гуманной Педагогики», учителем биологии, СОШ № 11 г. Артёмовска, руководителем Артёмовского Центра Гуманной педагогики; и Ниной Салиенко – врачом-методистом городского Центра здоровья г.Днепропетровска, «Рыцарем Гуманной Педагогики», руководителем областного Центра Гуманной Педагогики им. Ш.А. Амонашвили. На встречу приехали также наши ближайшие соседи, учителя Кузбасса: Афанасьева Ирина – руководитель Лаборатории гуманной педагогики г. Новокузнецка, педагог дополнительного образования НМОУ «Лицей 111» и Ольга Шерстюк – педагог дополнительного образования этого же лицея. Они приехали в наш район для проведения однодневного семинара по теме: «Гуманная педагогика в современном общеобразовательном процессе». Семинар по Гуманной педагогике должен был пройти в с.Усть-Кокса, но неприятное недоразумение (поздно поданное заявление на пропуск в пограничную зону для украинских гостей) изменило планы. И всё же ряд учителей из сёл Мульта, Верх-Уймон, Тихонькая, из ПУ-2, а также родители и учителя семейного клуба с.Усть-Коксы, смогли побывать на этой встрече. А состояние тех, кто попал на мастер-класс, можно выразить такими словами как: окрылённость, вдохновение, открытие новых горизонтов в воспитании и образовании детей. Виктория и Нина рассказали о том, как работают они в своих Центрах Гуманной педагогики, с какими проблемами сталкиваются, какие вопросы решают совместно с отделом образования города. Но главное, Виктория Фёдоровна провела урок с присутствующими по теме «Смысл жизни», где на практике показала, как применять методы гуманной педагогики. Из всего того, что было сказано на мастер-классе, стало ещё раз понятно, что только учитель, вдохновлённый и влюблённый в свою профессию, может помочь человеку стать Человеком, и что Гуманная педагогика – это не просто педагогика прошлого, а педагогика будущего.

Что же такое Гуманная педагогика? В основе своей – это классическое педагогическое наследие, это труды великих учителей по философии и культуре образования, это источник мудрости для всех, кто имеет какое-либо отношение к воспитанию. Смысл Гуманной Педагогики – подведение духовно-нравственной основы под всё образование. Объективным содержанием духовности оказывается то высшее, что мы характеризуем словами ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА. Это те извечные ценности, которыми проникнуто всё общемировое культурное наследие. И на этих ценностях строится вся Гуманная педагогика, принципы которой просты и понятны: любить ребёнка, искренно относиться к нему, принимать ребёнка таким, каков он есть, проявлять творческое терпение и очеловечивать среду вокруг него.

Педагогическая классика утверждает, что дети не могут самовоспитываться без взрослых. Но чтобы что-то дать, надо что-то иметь. А это значит, учителю самому необходимо самосовершенствоваться. Как писал Л.Н.Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймём, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется и сам вопрос воспитания остаётся один вопрос: как надо самому жить?» Согласно классическому представлению о профессии учителя – это человек, «который отвечает за воспитание и обучение детей перед Совестью и Богом». Он должен опираться в своей педагогической деятельности на глубокие законы Духовности и Нравственности. Учитель – это «надобщественное явление». Именно благодаря ему (учителю) происходит становление личности ребёнка, совместное восхождение к высотам образования и культуры, проживание каждого дня в этом контексте. Основная задача такого учителя не просто передавать знания учащимся, а организовывать учебную деятельность так, чтобы учащиеся сами могли овладевать различными способами работы. Учителю приходится менять свои старые представления о работе педагога как «транслятора» определенной суммы знаний. «Учитель – это не тот, кто преподаёт, а тот, у кого ты учишься». И если учитель не просто «передатчик знаний», а старший друг и наставник, то он понимает насколько это ответственно, когда имеешь дело с маленьким человеком, который тебе доверился, который готов нести тебе все свои радости и горести в надежде на твоё понимание и поддержку. Учитель нового типа, освоил подлинно новую педагогическую технологию – «человековедение», т.е. искусство выстраивать взаимоотношения с людьми.

Об этом и многом другом мы побеседовали с нашими замечательными гостьями с Украины и г. Новокузнецка. Присутствующие обменялись мнениями и договорились и дальше продолжать совместное сотрудничество в направлении развития идей Гуманной педагогики. Многие учителя, педагоги дополнительного образования и родители искренне заинтересованы в том, чтобы преподавание в школах менялось в сторону духовного развития ребёнка. Об этом же сейчас идёт речь и на уровне Федеральных Законов об Образовании. Но не хватает знаний в области применения на практике новых подходов к процессу обучения и воспитания. И в этой ситуации очень много значат такие встречи с учителями, уже работающими в этом направлении. Потому что всё это нам необходимо только для одного – для наших детей, для нашего будущего. Мир Детства нуждается в Хранителях, Защитниках и Проводниках – и это мы с вами.

Ребёнок учится ходить – ему нужна Рука.

Ребёнок учится писать – Рука ему нужна.

Бегут минуты и часы. Мы стрелки подведём.

И вырастает человек, и за руку вдвоём

Идёт… И раннюю зарю встречает он любя.

И руки к солнцу протянул – Надежда велика.

Ребёнок учится ходить. Один он упадёт.

И за собой его Рука во все века ведёт.

Руководитель отделения «Центра Гуманной педагогики» – Щеглова Н.И.

Руководитель Проекта «Народный Университет» – Овсянникова С.С.

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 300 символов
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены