"Пакт Рериха. История и современность" в Усть-Коксе

С 25 июля по 25 августа 2014 г. на территории нашего района в с. Усть-Кокса будет проходить выставка «Пакт Рериха. История и современность». Официальный старт этот выставочный проект получил в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО 2 апреля 2012 года. Франция, Швейцария, Германия, Испания, Португалия, Италия, а также страны Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили), а недавно и Индия, уже увидели эту выставку. С января 2014 года выставка начала свою деятельность на территории Российской Федерации. Отдел культуры МО «Усть-Коксинский район» совместно с МОО «Центр Культуры «Беловодье» и Международным Центром Рерихов будет проводить данный выставочный проект в Усть-Коксинском районе.

«Расцвет государства начинается с расцвета культуры». Ренессанс любой национальной культуры всегда связан с осознанием народом таких ценностей, как красота, духовность, совесть, нравственность… И наоборот - когда они становятся в тягость людям, когда общество "устает от классики", когда "ему чего-нибудь попроще бы", в нем воцаряется демон самораспада, и реальностью становится фантасмагория "Бесов" Достоевского. Сложилась парадоксальная ситуация – поднявшись на высокую ступень развития, человечество вдруг обнаружило, что эта ступень висит над пропастью. «Нет ничего, что имело бы ценность само по себе. Над всем господствует выгода, потребность, отдача. Такое тотальное потребительское отношение грозит гибелью, причём не только природе, но и самому человеку». Посмотрите кругом, что мы сейчас наблюдаем? Памятники архитектуры и искусства в ужасающем состоянии, и не только время этому виной, а скорее – человеческий фактор: межрелигиозные конфликты, непрекращающиеся захватнические нападения и войны, терроризм, который достиг небывалых размеров – всё это приводит сохранявшиеся веками культурные объекты в катастрофически непригодное состояние, а некоторые из них и вовсе исчезли с лица земли, благодаря «радению» человека.

Никакими силовыми структурами невозможно остановить этот самораспад. Противостоять ему может только Культура. И вот идея Пакта по охране культурных ценностей была предложена ещё в 20 веке нашим соотечественником знаменитым художником, археологом, путешественником, философом, педагогом и общественным деятелем – Николаем Константиновичем Рерихом. В 1898 году известный искусствовед Д.В.Григорович, приглашая Николая Константиновича в Музей Императорского общества поощрения художеств себе в помощники, напутствовал его: «Так мысленно и напишите над Музеем: «Храните священные предметы». Тогдашние устремления молодого Рериха посвятить себя защите культуры одобряли В.Стасов, А.Блок, Л.Семенов-Тяньшанский, Л.Андреев. В 1903 году Рерих вместе со своей женой Еленой Ивановной совершает большое паломничество по сорока старинным русским городам от Казани до границы литовской. Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, он пишет этюды русских древностей, а его жена фотографирует святыни на плёнку. И здесь впервые он прочувствовал «Сергиеву думу о единении Отечества – и земель его, и человеческих душ». Вот на каком всеобъемлющем материале складывается у Рериха представление о необходимости спасать наши древние национальные сокровища, переросшее затем в концепцию спасения человечества через спасение мировой культуры. Уже в своих хождениях по Руси он впервые столкнулся с властью тьмы, невежества над исторической памятью, с «тихими погромами» древних памятников и реликвий. А к началу первой мировой войны он был уже признанным авторитетом в вопросах охраны памятников культуры, науки, религии, состоял в комиссиях по реставрации Храма Василия Блаженного, по музеям старого Петербурга и допетровского искусства. В 1915 году Рерих предложил Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу предпринять серьезные государственные меры по всенародной охране наших культурных сокровищ. Предложение встречено сочувственно. Но... шла I Империалистическая война, и до государственных мер императорские руки так и не дошли.

Дальнейшие поездки и экспедиции по государствам трех континентов привели Николая Константиновича к мыслям о всеобщем характере опасности объектов искусства и культуры, о прямой взаимозависимости с «громкими погромами» войн, социальных и межнациональных противостояний. Не случайно именно после гималайской экспедиции в конце 20-х годов мысли эти оформились в четкие параграфы Пакта. В нём он обращается ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран, с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников. Проект Договора и обращение академика Рериха к главам государств и правительств, были опубликованы в 1929г. в мировой прессе. Его поддержали виднейшие учёные, политики, деятели искусств. Ведь язык культуры – это язык красоты, всемирно понимаемый и почитаемый. Именно, культурой сближаются и взаимообогащаются народы.

О резонансе, вызванном предложением Рериха, говорит выдвижение его кандидатуры на получение Нобелевской премии мира. 3 марта 1929 года газета "NEW YORK TIMES" сообщила, что художник, учёный и профессор Николай Рерих, официально выдвинут Департаментом Международного права Парижского Университета и комитетом по выдвижению кандидатов на присуждение премии, в который входят представители и члены университетов разных стран. Это был первый случай, когда кандидатура художника и учёного выдвинута на присуждение Премии Мира на основании того, что стремление к международному миру через искусство и культуру создаёт лучшее взаимопонимание в международных отношениях.

Сама сокровенная идея Пакта Рериха, как видим, уходит корнями в глубины русской истории. Хотя свидетельство о рождении этому Пакту выдано на севере Европы, в бельгийском городе Брюгге. Здесь, в Брюгге, состоялась, как сказали бы теперь, презентация Пакта Рериха и освящение Знамени Мира в соборе Святой Крови. На конференции 1931г. Николай Константинович говорил, что: «Если знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то всё же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Также и Знамя, нами предложенное для охраны Культурных сокровищ, если оно и не всегда спасёт драгоценные памятники, то всё же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесёт в сознание ещё один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создаёт эволюцию человечества». Здесь же прошла и вторая конференция в защиту культуры. Третья собралась в 1933 году в Вашингтоне.

Потребовалось 20 с лишним лет напряжённой работы после первого предложения художника русскому царю, прежде чем Пакт был окончательно отработан, утверждён и подписан. И это произошло в столице США – Вашингтоне 15 апреля 1935 г., где состоялось его подписание, как первого Международного Договора по защите культурных ценностей, известного во всём мире как Пакт Рериха. США и представители 20 стран Центральной и Южной Америки, члены Панамериканского Союза присутствовали на подписании Договора. В утверждении того, что спасение Культуры есть спасение цивилизации, с Рерихом были солидарны многие выдающиеся современники: политические и духовные лидеры того времени – папа римский, президент США Рузвельт, президент Чехословакии Масарик, писатели – Ромен, Роллан, Герберт Уэлс, Бернард Шоу, Томас Манн, видные учёные, среди них – Альберт Эйнштейн и ещё множество видных и образованных людей того времени. Президент США Ф.Рузвельт, подписывая Пакт, сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранение современной цивилизации. Этот Договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».

В ВОДНОЙ ЧАСТИ ДОГОВОРА ЗАПИСАНО: Призывая … присоединиться к этому Пакту, направленному на всемирное признание флага, рисунок которого уже хорошо известен, в целях обеспечения охраны в случае угрозы всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности.., седьмая международной конференция американских государств приняла решение заключить соответствующий договор в целях обеспечения уважения и охраны культурных ценностей в военное и в мирное время и договорились о нижеследующем:

СТАТЬЯ I Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон. Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, как во время войны, так и в мирное время.

СТАТЬЯ II Нейтралитет, покровительство и уважение, которые должны быть представлены памятникам и учреждениям, упомянутым в предыдущей статье, признаются на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений. Соответствующие Правительства согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения.

СТАТЬЯ III Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье 1, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кружками в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

Основная суть Договора была представлена в этих трёх из восьми статей. Весь Договор, особенно его Преамбула, настолько пронизаны идеей мирного строительства жизни, что его символ, знамя с тремя красными кругами в общей окружности, назвали Знамя Мира. Сам Рерих неоднократно обращал внимание на то, что его идея Знамени Мира, которое должно развеваться над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями, была навеяна конвенцией Красного Креста. «Если Красный Крест печётся о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье».

Советский Союз Договор 1935 года не подписывал. И в этом нет ничего удивительного. Вот что по этому поводу писал сам художник: «При беседах о Знамени Мира помните, что наш французский Комитет через полпредство в Париже писал о Пакте Верховному Совету СССР. Я сопроводил представление письмом Председателю Верховного Совета Калинину. Отказа не было…На Вашингтонской конференции СССР не присутствовал только потому, что СССР был признан Америкой лишь в последний день конференции».

Преобразовывая общественное мнение, никто из деятелей культуры и общественных деятелей ни обольщался, что в одночасье можно преобразовать «умы человеческие», и уж конечно сам Рерих, стремясь объединять людей под Знамя Мира, видел ужасающее положение в мире. Но кто ничего не делает, тот не достоин высокого звания человек. До соглашения было еще непреодолимо далеко… Шёл 1940 год. Пройдёт совсем немного времени, и гитлеровцы ворвутся в Новгород, низвергнут во прах фрески Нередицы, разрушат памятник 1000-летию России. И сам Рерих, узнав об опоганивании немцами Ясной Поляны, напишет иные, гневные слова: "...правнуки Шиллера и Гёте, оскверняющие могилу Толстого! Сколько же миллионов лет должна еще крутиться бедная Земля, чтобы изжилась двуногая дикость!?" Боль за судьбу мировой культуры соединилась с тревогой за судьбу Родины.

Не успели отгреметь последние раскаты военных действий, а комитет Пакта и Знамени Мира в Нью-Йорке официально возобновил свою деятельность. В 1950 году комитет направил документацию по Пакту и истории движения охраны культурных ценностей главному директору ЮНЕСКО доктору Торезу Бодэ. И в 1954 году с 21 апреля по 14 мая в Гааге прошла конференция, в которой участвовало 56 стран, среди них и СССР. 14 мая государствами, входящими в ООН, была подписана «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В основу её положены идеи Пакта Рериха. «Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права», — писал всемирно известный скульптор Коненков.

И сегодня этот первый международный охранный Договор не утратил своей актуальности. Учитывая, что 2014 год объявлен в России «Годом культуры» и в 2014 году исполняется 140 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха – Международный Центр Рерихов совместно с Международным Комитетом по сохранению наследия Рерихов при поддержке ЮНЕСКО и министерства иностранных дел Российской Федерации начали проведение данного выставочного проекта в Российской Федерации. В условиях обострившихся локальных конфликтов, когда в результате невежества, злоумышления или равнодушия продолжают разрушаться памятники истории и культуры, острота проблемы остается. Поэтому, Главная идея мероприятия – напомнить международной общественности об истоках международного движения в защиту культурного наследия и о необходимости консолидации усилий для сохранения мира и культуры. Консолидация усилий по охране культурных ценностей – это общее дело всех, кому дорого культурное достояние человечества.

Составила С.С. Овсянникова

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 300 символов
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены