Культура есть сердце

«Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству»1, - писал великий русский художник, мыслитель и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Везде, где бы он не находился, с какими бы людьми не сталкивала его судьба, он постоянно напоминал всем о великом значении Культуры для нашей жизни, для эволюции человечества. Культуру он определял как почитание Света, как сотрудничество, как высшее служение совершенствованию. Именно в ней Николай Константинович видел спасение человечества от войн, разрушений, огрубения нравов и материальных кризисов. Культура, вмещающая в себя все познавательное и строительное, может дать необычайный расцвет человеческой жизни. Без Культуры же человечество неминуемо погружается во тьму обнищания. «Мы не устанем твердить, - отмечал Н.К.Рерих, - что эпохи расцвета, эпохи возрождения, эпохи благосостояния вытекали из благодатных источников Культуры. Пытаться разъединить так называемую материальную жизнь от всех прекрасных завоеваний Культуры, это значило бы пытаться представить себе живущего человека без сердца»2. «Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи ренессанса»3.

Но всякая внешняя культура начинается с культуры внутренней. Не может преобразить и украсить окружающую жизнь человек некультурный, наполненный злобою, нетерпимостью, невежеством и другими отрицательными качествами. Внутренняя же культура – культура духа, культура мысли – складывается сердечным устремлением и является основою жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. В наше время, когда много внимания уделяется человечеством на развитие механизации и других благ цивилизации, особенно необходимо напоминать о том, чем по-настоящему держится жизнь на земле, что дает выход к истинному счастью всех народов. Цивилизация, давая облегчение материальной жизни, не дает ни понимания смысла жизни, ни возможности дальнейшего эволюционного развития.

Цивилизация строится интеллектом, но в состоянии Культуры уже действует сердце. Все великие деятели Культуры, оставившие свой яркий след во всех областях науки, философии, искусства, были людьми большого сердца. Всех их объединяет синтетичность мышления, устремление ко всему прекрасному, человечность и любовь к Высшему. Именно в сердце зарождались их лучшие мысли, их самые дерзновенные стремления и деяния. Попробуем представить человека высокой Культуры бессердечным – это окажется невозможным.

Слово «Культура» в переводе означает Культ Света, почитание Света. «Культ Света есть культ Сердца»4, - говорит Учение Живой Этики. Ведь это сердце, а не что иное, открывает человеку доступ к любви, красоте и знанию, это оно направляет к творчеству во благо мира, во благо человечества. Без развития сердца, без утверждения сердечности во всем объеме никакая Культура невозможна. Сердце, являясь средоточием Культуры, напитывает своими тонкими эманациями как земные предметы, которые создает человек, так и само пространство. «…Творчество есть выражение сердечной энергии»5, - утверждал Н.К.Рерих.

О тонких эманациях, об энергиях сердца давно уже говорила мудрость всех веков. Их изображали на иконах, буддийских танках, священных изображениях в виде кругов сияния вокруг человека, в виде языков пламени, в виде лучей. Энергии эти могут быть спящими, не проявленными никак. Но пробужденные и направленные на благо они становятся реальной мощью и неоценимым сокровищем человека, излучающими вполне запечатлеваемый Свет. Что есть Свет сердца как не излучение доброты, любви, торжественности и всех самых высоких человеческих качеств. Наука, подходя вплотную к познанию энергетической основы человека, скоро сумеет зафиксировать эти излучения, и этика из отвлеченной морали превратится в реальную действительность. Снятие излучений аур с помощью аппарата Кирлиана – только начало этой грандиозной работы. Прикасаясь к оставленному нам наследию великих людей, истинных деятелей Культуры, мы прикасаемся не просто к материальной форме, мы прикасаемся к Свету их сердца, кристаллизованному в этих творениях.

Но прикасаемся мы тоже сердцем. Неразвитое, грубое сердце не воспримет эманаций Культуры. Только сердечное воспитание может дать соответствие для восприятия Красоты, для принятия всех творческих достижений. Без развития сердца и утончения сознания невозможно пробудить Культуру в народе. Н.К.Рерих писал: «Ведь без внутреннего утончения сознания, сколько ни говорить об Искусстве, о Красоте, если сердце мертво, то никакие благородные ритмы и созвучия не оживят мертвецов ходячих. В лучшем случае, мертвые сердца проскрипят: “Несносное мечтательство!”. А почему же оно несносное? Не потому ли, что мешает спать невежеству? И почему оно мечтательство, когда вся история человечества подтверждает, что лишь сокровищами Культуры человечество получило право на существование. Лишь мыслями о прекрасном человечество могло двигаться вперед и могло надеяться на лучшее будущее»6.

Неразрывную связь Культуры и развития сердца прекрасно осознавал Н.К.Рерих. Вот почему двум своим сборникам, посвященные в первую очередь вопросам Культуры, он дал те же определительные, которыми назвал и сердце – «Твердыня пламенная» и «Держава Света». В очерках, составивших эти сборники, Николай Константинович рассматривает понятие Культуры с разных сторон и приводит много ее замечательных определений. «“Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты”.

Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.

Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца»7.

Но как же воспитать сердце, чтоб оно стало действительно бесстрашным и мужественным? Как же развить все те лучшие качества, которые дают сердцу мощь творчества и самоотверженной любви? Николай Константинович Рерих утверждал – Прекрасным! Прекрасным не только во внешних проявлениях жизни, но и Прекрасным во всем внутреннем мире человека – образами героев, подвижников, самоотверженных деятелей на Общее Благо. «“Дети, любите друг друга”, - так заповедуют Высшие и Лучшие. Для любви надо открыть и воспитать сердце. Но где же доступ, кроме ключа Прекрасного? Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в Саду Прекрасном?

Не для слез и отчаяния, но для радости духа созданы красоты Вселенские. Но радость должна быть осознана, а без языка сердца где же раскинет радость светоносный шатер свой? Где же, как не в сердце, твердыня радости?»8

Но говоря о сердце, о Прекрасном, нужно не забыть и еще один важный человеческий фактор – творящую мысль. Каждому своему действию человек предпосылает мысль, потому от качества мысли зависит и качество действия. Мысль великая создает и великое достижение, и сама Культура строится лучшими мыслями, озаренными огнями сердца. «Когда говорим о прекрасном, о тайнах сердца, - писал Николай Константинович, - то прежде всего имеются в виду прекрасные, творящие мысли. Как самые нежные цветы, их нужно растить, нужно поливать непрестанно радостными струями Благодати. Нужно ежедневно учиться четко и благостно мыслить. Нужно научиться мечтам – этим высшим ростками мысли. Дерзнем! Не убоимся мечтать в высоте»9.

«О творчестве мыслью во многообразии говорили все религии, все учения. За многие тысячелетия до нашей эры египтяне знали это творчество мысленное. (…) Ведь из мысли, эманации совершенно реальной, мы ухитрились сделать отвлеченность. Мы забыли, что не рука, но мысль и творит, и убивает»10.

Необычайная сложность сегодняшнего времени направляет людей к поискам выхода из сложившейся ситуации. Пытаются найти выход в экономике, в политике, в благах цивилизации, но Николай Константинович считал – этот выход в Культуре. В той Культуре, которая не есть внешняя интеллектуальность, а «сердечное стремление к Свету, к взаимной помощи и пользе»11. «…Ведь сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты, – отмечал он. - Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потопы, смещения климатов – все вносит еще больше смущения и в без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея – Культура. Там, где рука и мозг обессиливают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры»12.

Утверждая большое значение Культуры, Николай Константинович отмечал, что не слова, а именно просвещенные действия могут помочь человечеству. Культура не должна оставаться отвлеченностью, она должна преображать всю жизнь, устремляя к подвигу сердца и неустанному труду познавания во Благо Общее. Как истинный творец и мыслитель Н.К.Рерих предвидел будущую победу Культуры и призывал бороться за ее утверждение. «Но какие же сердечные выражения привета послать тем, кто бескорыстно, самоотверженно борются за Культуру! – пишет он. - Как не приветствовать тех, кто благородною борьбою своею помогают государству вписывать незабываемые страницы лучших достижений! Ведь эта борьба, как борьба с самою сгущенною темнотою, необычайно трудна, но зато она и составляет тот истинный подвиг, который запечатлевается навеки и составляет лучшие путеводные вехи молодым поколениям.

Благородное стремление создает и неиссякаемость сил и растит тот светлый энтузиазм, о котором горят глаза и звучит сердце человеческое. Во имя бездонной Красоты сердца человеческого и сойдемся и укрепимся в светлой победе Культуры»13.

Литература

Рерих Н.К. Оборона // Н.К.Рерих. Нерушимое. – Новосибирск, 1992.

Рерих Н.К. Женскому сердцу // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991.

Рерих Н.К. Твердыня пламенная // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991. Сердце, п. 62.

Рерих Н.К. Твердыня пламенная // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига, Виеда, 1991.

Рерих Н.К. Корона Мунди // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991.

Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991.

Рерих Н.К. Твердыня пламенная // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991.

Рерих Н.К. Держава Света // Н.К.Рерих. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992.

Рерих Н.К. Культура // Н.К.Рерих. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992.

Рерих Н.К. Культурность // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991.

Рерих Н.К. Женскому сердцу // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991.

Рерих Н.К. Качество // Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991.

Автор: Ольга Лазарева

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 300 символов
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены