«Говорил, Говорю и Скажу – Помогите строить Мою Страну» (1)

Его спокойная, чистая и святая жизнь

наполнила собой почти столетие.

Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем,

он ушел одной из величайших слав России.

                                                               Б. К. Зайцев

 

По сообщению Епифания, ученика Преподобного Сергия мы знаем, что «Великий Светильник Земли Русской» родился в 1314 году в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии, и при крещении получил имя Варфоломей. От братьев своих он отличался необычным стремлением к знаниям и особенным «молитвенным усердием». «Был склонен к одиночеству и к глубокой, недетской задумчивости. Но был добросердечен и услужлив. И еще его отличало какое-то зрелое внимание к людям. Он зорко всматривался в них и, казалось, многое в них замечал и понимал» (2). Все в жизни Варфоломея изменилось после встречи с необычным СТАРЦЕМ. Тот пробыл в доме у них недолго, но «много говорил с отроком и его родителями. И тогда же он предрек Варфоломею жизнь необычную и плодотворную» (3).

Вскоре вблизи Москвы, на горе Маковец появился молодой монах (к тому времени он принял постриг и новое имя – Сергий) и начал свою подвижническую жизнь. В одиночестве им была срублена келья, и все помыслы его устремились «к стяжанию духа Святого». Так прошли долгие годы…«Наконец, пришли к нему и желавшие подражать ему в подвиге жизни и просили принять их в число учеников его. Сергий проницательно разбирался в их побуждении и душевном складе. Никогда не отказывал искренно искавшим подвига, лишь предупреждал их о трудности пустынного жития и о страхах, оборевавших новичков…(4). Для братии он стал подлинным «светильником» – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Всегда избегая судить и назидать, «часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые легко запоминались слушателями». Через века дошли до нас заветы Преподобного Сергия Радонежского – любовь к людям, нестяжание, единение народа, а также нравственность и святость, которые он проповедовал всей своей жизнью и отношением к окружающим. Его Учение – один из истоков русской духовной культуры.

«Сергий был первым, кто выдвинул идею общежития, общины. Эта удивительная община стала как бы прообразом будущего лучшего устройства мира, где равных людей объединяет труд и где духовные культурные ценности занимают одно из важнейших мест. В этом отношении Сергий намного опередил свое время» (5). В монастырях, которые строились им и его братией в различных уголках Руси не только писались иконы и переписывались книги, а происходили необычные для монашеской жизни вещи – «шло мощное собирание, единение удельных земель российских. Освободить эти земли от постылого чужеземного татарского ига» – вот основная задача, которую проводил Сергий «со братией» в монастырских стенах.

В один из наиболее драматических моментов истории Руси он помог князьям услышать друг друга, убеждая их прекратить кровопролитные усобицы. Слово Сергия призывно прозвучало и в грозном 1380 году, когда полчища Мамая двинулись на Русь. Его Благословение на Куликовскую битву, дало мощный заряд духовного подъема народных масс, и под предводительством князя Дмитрия Донского была одержана великая победа. «Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства, несмотря на еще угрожавшее нападение врагов, все же она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую» (6). 1612 год, 1812 год, Великая Отечественная война – это те исторические отправные точки, где имя Сергия, его «присутствие и помочь», его «Рука Ведущая и направляющая, разящая и дающая» – стали оплотом Победы русского народа.

Но, конечно, и тогда, и сейчас основа деяний Преподобного – это нравственные устои, духовное просвещение, «добромыслие и добролюбие». Сергий – величайший деятель национального возрождения, духовного восхождения человека к ЧЕЛОВЕКУ. Недаром его величают и Сергий-Строитель, и Воевода Земли Русской, и Духовный Светильник, и Великий Старец…Собрав все эти определительные, даже при беглом взгляде становится понятно, что перед нами не обычный монах, хотя внешне и выглядел он самым «сирым из всех». А когда читаешь «Жития Преподобного» и другие Источники, где запечатлены и жизнь и деяния Сергия, то только тогда начинаешь осознавать, какой Высочайший Дух прошел по земле Русской. Подвиг его, во имя Родины и народа будет в веках гореть еще ярче.

«Перед этим светильником пусть забудут люди все распри и разъединения. Невместно и неприлично русским людям дозволять силам темным разлагать и разъединять. Невместно перед Святым Ликом клеветать и лжесвидетельствовать. Невместно исполняться страхом и сомнением там, где горит правда Христова, вознесенная Священным Воеводою земли русской Преподобным Сергием.

Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины» (7).

(1) Листы сада Мории. Озарение, ч. II, Гл. IX, § 6.

(2) Шапошникова Л.В. Земной ангел и небесный человек // Вестники Космической эволюции. В 2 т. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2012. Т. 1. с. 10

(3) там же с.10-11

(4) там же с.40

(5) там же с.12

(6) Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М., 1991. С. 78

(7) Рерих Н.К. Свет неугасимый // Н.К. Рерих. Душа народов. М.: МЦР, 1995.с.75

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 300 символов
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены