Творческое наследие Святослава Николаевича Рериха огромно и значительно: Святославом Рерихом написано более пяти тысяч картин; его литературные публикации, записанные интервью и беседы, выступления и афоризмы несут весть красоты высоко устремленной мысли, наполненной духовным посланием человечеству. Научные исследования и медицинские открытия — свидетельство его работы на общее благо. Проложенные и заложенные Святославом Николаевичем и всей семьей Рерихов культурные связи между СССР и Индией — вклад в содружество народов мира. 

 

* * * 

Святослав Рерих родился в Санкт-Петербурге 23 (10) октября 1904 года. 

Отец – академик, художник и ученый, мыслитель и международный общественный деятель, путешественник Николай Константинович Рерих. Мать, Елена Ивановна Рерих – выдающаяся женщина XX в., русский философ и писательница. В этой замечательной семье царила атмосфера творчества, красоты, труда и вдохновения, в которой расцветали дарования сыновей – Юрия и Святослава. 

 

Учился Святослав в частной гимназии Карла Ивановича Мая, которую в свое время окончил отец. Впечатления детства – творческая атмосфера в семье, картины отца, археологические поездки вместе с отцом и старшим братом Юрием по древнерусским городам, где дети знакомились с историей и культурой Руси, любовь ко всему живому, интерес к орнитологии, зоологии, прикосновения к многоликой природе (гербарии, коллекция красивых камней, наблюдения за бабочками, улитками и др.) – повлияли на отношение к жизни Святослава, способствовали устремлению к истине и красоте и, несомненно, оказали влияние на творчество художника в целом. 

 

Сам Святослав, вспоминая детские годы, свидетельствует: "Ключ к моим картинам, к моему творчеству - в моём отношении к жизни... Оно многосторонне. Я люблю жизнь. Меня она всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но и всей природы - вся Жизнь. Я всегда уже с детства увлекался природой, увлекался всем, что природа нам даёт. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать её книгу, эту книгу мудрости. Она разлита во всём: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов. Её вы встретите в цветах, в опылении, в жизни насекомых. И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам". 

 

Лондонский университет, где он изучал архитектурный курс, затем архитектурное отделение Колумбийского университета в Нью-Йорке, в аспирантуре Гарвардского университета, расположенного в Кембридже, занятия на скульптурном отделении Массачусетского университета в Бостоне, совершенствование в рисунке, живописи – вся эта разносторонняя деятельность дала. Святославу Николаевичу хорошую подготовку и солидный объем знаний, укрепила его в выбранных идеалах. 

 

Стремление ко всему прекрасному стало девизом жизни этого многогранного человека. Мудрость его сердца несет весть красоты каждому из нас: «Стремление к ПРЕКРАСНОМУ должно стать обычным каждодневным отношением к жизни. И в этом стремлении мы обретём ВЫСШЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ». 

Красота, ее суть, ее роль в эволюционном развитии человечества и связанные с этим энергетические процессы составляли основу философских взглядов Святослава Рериха. Его перу принадлежат многочисленные статьи, вошедшие в сборники «Стремиться к Прекрасному», «Свет искусства» и др:: о проблемах искусства, духовного и нравственного развития человека, об эволюционной роли красоты, культуры. Книга «Искусство и жизнь», написанная в жанре дневниковых заметок, содержит глубокие размышления о таинстве искусства, о его природе и назначении, о поисках своего внутреннего "я", обретении внутренней гармонии и свободы, о роли Красоты в преображении внутреннего человека, о высокой миссии художника. 

 

Его как художника и мыслителя привлекала в первую очередь тайна Красоты

рукотворной. «Великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся из них. <…> Невыразимая аура славы излучается великим произведением, – рассказывал Святослав Николаевич. – Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. <...> Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении». 

 

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <...> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству». 

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 / 300 Ограничение символов
Размер текста должен быть меньше 300 символов
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены